КОНЕЦ ПУТИ 1991 0:35 ч/б реж. Марина Разбежкина документальный фильм Приз на международном фестивале документального кино в Амстердаме (документальный эквивалент Каннского).
В фильме снималась 80-летняя Зинаида Горшкова - последняя жительница села Отары. Место съемок: Марийская ССР, зона затопления Чебоксарской ГЭС. Тетя Зина, как и героиня “Просто жизни”, развлекает себя сама: гуляя по лесу, она распевает песни - какие еще хранит ее дряхлая память: советские времен коллективизации, церковные времен детства... В песнях, в лицах со старых фотографий еще сохранилась память о былой, ушедшей жизни.
Из интервью с М.Разбежкиной: «…вообще я постоянно встречалась с потрясающими людьми. Например, свою первую картину «Конец пути» я снимала в Марийской Республике. Там строили ГЭС и, расчищая пространство под водохранилище, разрушили на многие километры окрестные деревни. И вот в одной из разрушенных деревень осталась жить лишь одна старушка – тетя Зина, которой было уже 80 лет: ей некуда было больше деваться. Вокруг нее на 25 километров не было больше никого.
Тетя Зина рассказывала нам замечательные истории про их жизнь в колхозе в 30-е годы. Например, про то, как они каждое утро… гимновались. Оказывается, вся деревня со звуками радио вставала и пела гимн! Если бы я показала это в художественном кино, сказали бы – вранье. Но так было на самом деле! — К сожалению, у нашего зрителя нет привычки к документальному кино. _ Существует еще и привычка к языку, иногда она возникает и спустя 50 лет. Те же самые импрессионисты, которые сейчас кажутся просто азбукой живописи, в свое время не воспринимались даже образованными людьми. Некоторые даже переворачивали их картины вверх ногами: не могли понять, где стог, где корова. Сейчас стог и корову видят все. Благодаря искусству сформировалось зрение. _ Такое искусство – не мейнстрим – должно существовать, потому что оно расширяет возможность восприятия разных языков и миров. А это расширяет мозги».