К.Разлогов рассказывает о творчестве режиссеров: Дерека Джармена. Александра Медведкина, Жоржа Мельеса; берет интервью у актрисы Тильды Суинтон - музы Д.Джармена. Россия 2002 1:19 ОЦИФРОВКА ТВ
автор и ведущий: культуролог Кирилл Разлогов
документальный фильм-кинолекторий
Д.Джармен. Уникальный, идиосинкразический режиссер и сценарист, выделяющийся смелой экспериментальной формой, острой социальной критикой и эксплуатацией гомосексуальности. Джармен учился на художника в 1960-х годах, потом работал художником-постановщиком в театре, и кино. Поработав с 8-мм камерой над короткометражками, он дебютировал полнометражным художественным фильмом "Себастьян". Большое внимание привлек фильм "Юбилей"(1978), острое критическое эссе, в котором королева Елизавета I наблюдала упадок будущей Англии. Создав головокружительную переработку Шекспировской "Бури” (1979), в 1986 году Джармен выпустил в свет "Караваджо", красивый, намеренно анахроничный рассказ о жизни итальянского художника, рассматривающий его искусство и сексуальность. Затем последовали три крайне импрессионистские работы "На Англию прощальный взгляд" (1987), "Реквием войны" (1988) и "Сад" (1990) - а затем "Эдуард II" (1991), резкая, графическая модернизация пьесы Кристофера Марлоу о падении британского короля, открыто ведущего жизнь "гея". В этом фильме он проводит сильные параллели с текущим климатом ненависти к гомосексуалистам. Работы Джармена продолжают бросать вызов обществу в типично необычной "биографии" философа Витгенштейна в фильме "Витгенштейн" (1993), фильме "Блю" (также 1993), в котором в манере Энди Уорхола он в течение 76 минут демонстрирует голубой экран с рассуждениями Джармена и других участников дискуссии на многие темы, включая его собственную проигрываемую битву со СПИДом, а также в картине "Глиттербаг" (1994). Джармен также сделал новеллу "Луиза" для фильма-оперы "Ария" (1988).
2. А. Медведкин. Самый известный фильм Медведкина – лубочно-сатирическая притча Счастье - высоко оценили, как при первых показах в 1934 году (С.Эйзенштейном, В.Пудовкиным), так и спустя много лет за рубежом. История непутевого крестьянина, а затем колхозника Хмыря, при всех ее агитационно-пропагандистских акцентах и упрощениях, поражала богатством фантазии, замысловатым соединением народного лубка и сюрреалистического гротеска. Но, к сожалению, сверху на Счастье Медведкина посыпалась гласная и негласная критика, заметно повлиявшая на весь дальнейший творческий путь режиссера. В Союзкино медведкин разрабатывал жанр сатирического кинопамфлета. Умение изобличать бюрократизм, бесхозяйственность, нерадивое отношение к труду в форме веселой короткометражной комедии, построенной на эксцентрике и гротеске, стало свежим веянием и даже открытием для кинематографа и пропаганды. Медведкин снял игровую комедию на колхозную тему Чудесница. Фильм носил слишком явный отпечаток политической конъюнктуры, хотя и в нем были любопытные юмористические находки. В годы войны Медведкин руководил фронтовыми киногруппами, а затем занимался созданием киножурналов, специальных хроникальных выпусков, полнометражных хроникально-документальных лент. Изобличая неонацистов, поджигателей войны, маоисто, Медведкин оставался в поле конъюнктурного пропагандистского фильма, хотя нестандартные монтажные решения, ирония и личностная интонация (иногда он сам читал закадровый текст и даже появлялся в кадре) придавали его картинам своеобразие. Опыт раннего творчества Медведкина, с его ориентацией на плакатную экспрессию и социальную ангажированность, горячо воспринимался в 1960 – 1970-е годы за рубежом (Франция, Чили, Алжир), где даже создавались группы Медведкино.
Ж.Мельес Пионер кинематографа Жорж Мельес - фокусник и иллюзионист, автор карикатур в сатирическом журнале, хозяин театра, который прославил своими изобретательными и пестрыми постановками. В конце XIX В. он приступил к производству фильмов, имитируя поначалу продукцию Люмьеров, снимая короткие бытовые сценки. Однако Мельес первым понял возможности нового зрелища и использовал свой талант иллюзиониста, чтобы расширить их, и очень скоро Мельес открыл практически все спецэффекты, известные нам сегодня; а некоторые из его эффектов не объяснены по сей день. В 1897 он переоборудовал свой театр исключительно под киносеансы и построил в Монтрее первую в Европе киностудию, где начал снимать в павильоне, используя искусственное освещение. Он снимал "реконструированную", то есть фальшивую, хронику (например, коронацию Эдуарда VII, воссозданную в студии до самого события), примитивные экранизации литературных произведений, но прежде всего оригинальные собственные сюжеты, выступая как автор сценария, оператор, художник, режиссер и исполнитель главных ролей, часто играя фокусника или дьявола, своего излюбленного персонажа. Гвоздем сезона 1899 была "Золушка", состоявшая из 20 сцен и продолжительностью в 10 раз превышавшая большинство картин того времени, шедших 1-2 минуты. Другое новаторство ленты заключалось в том, что у экранного действия было начало, середина и конец: она рассказывала историю. Если Люмьеры положили начало реалистическому направлению в кинематографе, используя свое изобретение лишь для документальной съемки сцен из жизни, то Мельес ввел в кино вымысел, фантазию и воображение. Одной из его самых знаменитых картин было "Путешествие на Луну" (1902), продолжительностью в 21 минуту. Помимо фильмов с фантастическими сюжетами, он снимал и практически бессюжетные ленты, бывшие лишь предлогом для демонстрации его уникальной изобретательности и фантазии.
Его вклад в кино был оценен; Чаплин назвал его "алхимиком света", Д. У. Гриффит сказал: "Я обязан ему всем". Мельес получил в 1931 орден Почетного Легиона. Его фильмы до сих пор могут поражать воображение; он был одним из самых выдающихся фантазеров и изобретателей в истории кино.