К.Разлогов рассказывает о DOGME-95 Россия 2002 0:28 ОЦИФРОВКА ТВ
автор и ведущий: культуролог Кирилл Разлогов документальный фильм-кинолекторий
Культуролог К.разлогов рассказывает о направлении Dogme - 95. Новое кинематографическое движение появилось тогда, когда казалось, что эксперименты в области кино давно закончились. Правила игры диктовались, если не самим Голливудом, то всем буржуазным миром. К концу ХХ века люди привыкли относиться к индустрии кино, как к чему-то массовому, требующему больших вложений. Поэтому вполне закономерно, что ветер нового направления подул со стороны холодного Копенгагена, где в марте 1995 года четверо датских режиссеров во главе со знаменитым Ларсом фон Триером разработали манифест "Догма-95", открывший оппозиционное направление в кинематографе и поставивший целью отказ от "определенных тенденций" в современном кино.
Впервые они заставили заговорить о себе лишь три года спустя, когда привезли работы выполненные по правилам "Догма" на Каннский фестиваль. Это были фильмы "Торжество" Томаса Винтерберга и "Идиоты" фон Триера. Реакция, как и ожидалось авторами, оказалась неоднозначной, и кроме спецприза жюри похвастаться им было нечем. В этом же 1998 году на Берлинском фестивале появился третий фильм "Догмы" - "Последняя песнь Мифуне" Сорена Крагх-Якобсена, завоевавший Серебряного медведя. Таким образом "Догма" стала явлением, заставившим заговорить о себе всех критиков и киноманов. Выбрав формой своего манифеста 10 заповедей, которыми должен руководствоваться режиссер, приступая к съемкам, "Догма" четко обрисовывает рамки технических параметров, по которым складывается фильм. В них входит отказ от павильонов, искусственного света, наложения звука, комбинированных съемок и пр. Изображаться должно только то, что происходит "здесь и сейчас", причем там и так, как это происходит в обычной жизни - предельно достоверно. Полностью отказавшись от жанра, "догматики" оставляют за собой право использовать профессиональных актеров и делать дубли. Итоговый продукт в идеале должен выглядеть, как нечто среднее между подражанием любительской съемке и театральным представлением (хэппенингом). Его цель оторваться от высоких технологий, сломать сложившиеся стереотипы и повернуть зрителя к реальной жизни. Неслучайно последняя заповедь "Догмы" состоит в отказе от авторства (имя режиссера не должно упоминаться в титрах).
Полностью "Обет целомудрия" выглядит следующим образом:
1. Съемки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съемки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
2. Звук никогда не должен записываться отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съемка должна происходить там, где разворачивается фильм).
4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съемок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
6. Фильм не должен содержать внешнего действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
8. Жанровое кино запрещено.
9. Формат фильма должен быть 35 мм.
10. Имя режиссера в титрах не указывается.
Кроме того, как режиссер, я клянусь отказаться от личного вкуса! Я больше не художник. Я клянусь избегать создания "произведения", поскольку частность для меня важнее целого. Моя высшая цель - извлечь правду из своих персонажей и съемок. Я клянусь поступать так всегда, даже ценой хорошего вкуса и любых эстетических соображений.
Чем больше запретов, тем желаннее цель. Видимо, в этом и состоит основная прелесть "Догмы". Сформулировав многочисленные правила и взяв в руки камеру датские кинематографисты начинают играючи их нарушать. Неудивительно, что все фильмы, созданные основателями нового течения, получились абсолютно разными по восприятию, способу построения сюжета и даже технике съемки.