СОБАЧИЙ МИР Mondo Cane (A Dog's Life) Италия 1962 105 мин. АУДИО: РУССКИЙ
Режиссеры: Гвалтьеро Якопетти, Паоло Кавара, Франко Е. Проспери
участвуют: Россано Брацци , Стефано Цибальди идр.
документальный очерк
Официальный участник каннского кинофестиваля
Это самый первый и самый легендарный фильм из серии шокирующего, экспериментального документального кино, созданного великим Якопетти. Причудливые и невероятные ритуалы, собранные со всего света, дикие и невероятные съемки разнообразных обрядов и обычаев произвели тогда самый настоящий фурор в Западном киномире. Массаж быков, экстатические племенные танцы, откорм уток через воронку для фуа-гра и откорм жен на смотрины африканскому вождю, жители китайской деревни, как ни в чем не бывало работающие, несмотря на их откушенные акулами конечности, самые странные сцены человеческого поведения - натуральность и подлинность событий и теперь заставляет содрогнуться, но, тем не менее, досмотреть фильм до конца. Оказывается, поведение животных, первобытных народов и жителей самых высокоразвитых стран на удивление схожи! Камере удалось подглядеть это сходство и остроумно монтажно “срифмовать” эти многообразные зарисовки с натуры.
Документалист идет в жизнь. Он свидетельствует, какова она. Порою он вторгается в нее, желая изменить ее в ту или иную сторону. Существуют ли пределы объективности его свидетельств? Границы допустимости его вторжения? С особой остротой эти вопросы встали после показа на Каннском фестивале фильма Гуалтьеро Якопетти “Собачья жизнь”, «калейдоскопа человеческих мерзостей», как назвали его критики. В нем бесстрастно показывались картины, снятые в разных концах земли. Вот на рассвете из ночных баров расползаются по домам немецкие алкоголики. Вот в ресторанах Юго-Восточной Азии свежуют отловленных на улицах собак, чтобы пустить их на рагу. Вот поедают живых червей Нью-Йоркские гурманы. Вот женщины живущего впроголодь племени с Новой Гвинеи вскармливают грудью свиней – после того как от голода умерли их младенцы. Вот среди бела дня на многолюдной площади сжигает себя буддийский монах… В закадровом тексте не было никаких оценок, в том числе этических, только пояснение, что именно видит сейчас на экране зритель. Режиссер, скорее всего, не ставил себе целью напугать зрителя, вероятно, он просто хотел показать ему обратную сторону мира, в котором тот живет, его изнанку, и доказать, что в homo sapiens'е, несмотря на то, что на дворе уже «атомный век», живут все еще темные, совершенно дикие инстинкты. По выходе фильма пресса назвала Якопетти зачинателем нового вида киноискусства – «шокументального кино». Фильм включили в программу Каннского кинофестиваля и, хотя никаких призов ему не досталось, поползли слухи о том, что игровое кино себя изживает, что наступила новая эра – кино документального, и не просто документального, а такого, как у Якопетти.