ЩОРС СССР, Киевская к/ст, Мосфильм, 1939, ч/б, 118 мин.
Режиссер: Александр Довженко Композитор: Дмитрий Кабалевский
В ролях: Евгений Самойлов, Иван Скуратов, Лука Ляшенко, Нина Никитина, Федор Ищенко, Ганна Борисоглебская, Александр Хвыля, Сергей Комаров, Дмитрий Милютенко, Александр Гречаный, Николай Макаренко, Георгий Полежаев, Петр Масоха, Ганс Клеринг, Евгений Балиев, Валерия Драга
историко-революционная эпопея
Героическая драма с обилием великолепно поставленных батальных сцен рассказывает о полководце Николае Щорсе (1895 — 1919), легендарном герое гражданской войны. Украина, 1919 год, войска красных идут к Киеву. Скоро им предстоят бои с войсками Петлюры и Драгомирова...
А.Довженко, один из основоположников советского кинематографа, создал этот пропагандистский фильм героике Гражданской войны по личному заданию Сталина. Фильм был самым большим мифом - от начала и до конца: "Нам нужен украинский Чапаев". Да, такой командующий 1-й Украинской советской дивизией, Николай Щорс, существовал, но никаких особенных подвигов не совершал, он был одним из многих; убит был в 1919 году в бою - причем кем-то из своих. Но конец 30-х и 40-е годы в советском кинематографе – эпоха создания «пантеона божеств», сталинского барокко, красивых легенд. Экран возрождает к жизни полководцев, нисколько, впрочем, не заботясь о правдоподобии. Легенда есть легенда. Чапаев, Котовский, Буденный, Лазо, Пархоменко, Щорс… В истории Гражданской войны много харизматических фигур, особенно в стане «победителей». О командирах Красной Армии написано множество книг, больше похожих на миф. Герои могут стать наполовину вымышленными, а реальные факты могут легко затеряться.
И пускай Щорс в жизни был совсем другим, но зрители, посмотрев фильм, верили: он был именно таким. Довженко признавался, что в Щорсе отчасти видел самого себя… Теперь, с приходом звукового кино, было принято произносить выразительные речи. Если вслушаться в них сейчас, зритель часто уловит не смысл, а энергетический посыл человека, неспроста выбранного вождем. Можно предположить, что Довженко утратил связь с родной землей и чересчур увлекся идеологией большевизма, которая на практике оказалась далека от поэтических сказок о свободе. но никто не мог так тонко, как Довженко, связать тоталитарные устремления власти с природными процессами. Он всему придавал сакральный пафос. Сами большевики здесь – герои условные. Просто по закону искусства всегда кто-то несет Свет, а кто-то защищает Тьму. «Щорс» уже балансирует на грани искусства и искусственности. Менее чем за десять лет эпоха успела законсервировать жанр бесконечной борьбы добра и зла, не допуская разночтений. Построенный на диалогах, фильм передает ощущение сознательного творчества, идущего как бы из головы. Да и как иначе, если даже Сталин принимал участие в подготовке к съемкам, посоветовал использовать в «Щорсе» народные песни и прислал Довженко патефон с набором пластинок.
Сам Довженко не может уже повернуть вспять ни время, ни свой талант, ни свои сложные отношения с властями. На него уже сделали ставку как на придворного художника. Однако Довженко чувствует себя не победителем, а жертвой. До поры до времени он глубоко верит в то, что снимает. Он всегда искренен. Но расхождение его красивых мифов с реальностью становится все более очевидным. О времени этом режиссер с грустью говорит: «Нет поэтов — есть генералы, маршалы…» И к фильмам его придираются все больше, требуя одних схем и трафаретных вымыслов. Но не вина большого художника, что он приукрашивал реальность. Такой он ее хотел видеть. Больше всего Довженко боялся серости и уныния. Как, вероятно, и его легендарный Щорс, проживший в своей реальной жизни всего лишь 24 года.