МАЛЬЧИК-МЯСНИК Ирландия 1997 115 мин. The Butcher Boy АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Нил Джордан
Актеры: Имонн Оуэнс, Шинед О’Коннор, Стивен Ри, Фиона Шоу, Питер Гоуэн
ретро-трагикомедия/гротеск/триллер/притча по роману Патрика Маккейба
Берлинский кинофестиваль: “Серебряный медведь” за режиссуру; Особое упоминание юного исполнителя (И.Оуэнс) и премия за лучшую мужскую роль МКФ в Сан-Диего “Феликс” за операторскую работу. L.A. Film Critics Association-1998: Лучший фильм. National Board of Review-1998: номинация на лучший фильм.
Нил Джордан, один из ведущих ирландских режиссеров, поставил этот фильм по претенденту на букера, роману 1992 года “Мальчик-мясник”. 1962 год. Кубинский кризис поверг в депрессию даже ирландцев. «Ужасен будет тот день, когда мира не станет», — причитали в страхе женщины из маленького ирландского городка, где проживал в то время рыжеволосый мальчик Фрэнси Брэйди. Некоторое время кажется, что перед нами ностальгическое воспоминание о детстве. Перед глазами предстает вполне традиционный набор жанровых атрибутов классического ретро: закадровые монологи от первого лица и тщательно воссозданные бытовые подробности. И вот, когда уже замыленный взгляд искушенного зрителя расслабится в сладкой патоке милых воспоминаний о прошлом, все внезапно перевернется вверх тормашками. И только тут начнешь понимать, что давно уже смотришь на мир глазами сумасшедшего ребенка. Возникшее вдруг прозрение заставляет невольно содрогнуться: далеко не всякий готов сопереживать шизофренику — хоть и маленькому. Ностальгический кайф стремительно обернется своей полной противоположностью и примет очертания то ли глумливого гротеска, то ли маниакального психоза. При этом мальчику периодически является в небесах Богородица - в ее роли очень хороша певица Шинед О’Коннор (лысая голова не видна под покрывалом, видны огромные глаза) и дает советы.
Однако Джордан не просто меняет белую краску на черную, а все же оставляет шанс проследить, как перерождаются разум и душа ребенка. Как из скромного создания вырастает настоящий мясник – ирландский Джек Потрошитель, начавший в буквальном смысле резать тех, кто ему не нравится. И главное внимание Джордан фиксирует на той едва уловимой грани между нормой и безумием. Мир Фрэнси рушится не по прихоти природы и не потому, что дьявол вселился в невинную душу, а скорее из-за недосмотра вечно зацикленных на себе взрослых, к тому же, как выясняется, зачастую еще больших извращенцев. В итоге «история маленького шизофреника» становится «судьбой несчастного ребенка». Нужно ли было столь глубоко проникать в сознание юного маньяка? Но именно острые ракурсы воспаленного детского разума позволили по-новому взглянуть на эпоху «великих свершений». И все же, несмотря на очевидность авторского присутствия (приз «Серебряный медведь» за режиссуру на МКФ в Берлине), главной козырем этой изысканной в визуальном плане (европейский киноприз за работу оператора Эдриана Биддли) черной сардонической комедии является работа 14-летнего Имонна Оуэнса (также призы). По точности попадания в образ и яркости воплощения она вполне может потягаться с тем, что сотворил маленький немец Давид Беннент в «Жестяном барабане».
В ирландских фильмах Джордана все естественно и привычно, все как в жизни. Просто вы не видели механизма развертывания патологии в полный размер. А Джордан его показывает, без шокирующих приправ, без эффектных поз и коммерчески выгодных ракурсов. Патологии Джордан любит! Он снимал фильмы о вампиризме, об инцесте, о странной природе двойничества и близнецов, о латентной гомосексуальности и оборотнях... "Мальчик-мясник"- о необъяснимой страсти к насилию. Тем более шокирующей, что она прорвалась у губастого подростка. Ясное дело, что соседка мальцу комплекс неполноценности внедряла своим взглядом сверху вниз, ясно, что пример мамы формировал взгляд на странности поведения как на нечто органичное. Но это не все, далеко не все... Конформизм приятеля, кот. Предпочел уравновешенность другого соседа беспокойству другу детства - тоже в копилку. Массовая истерия, овладевшая западным миром во время Карибского кризиса - туда же. Дети последними словами ругают коммунистов, взрослые на полном серьезе ожидают атомную бомбу в свой огород... Священник - куда уж дальше! - мастурбирует на сладкого мальчика, ведя разговоры о Богородице.
Вот и развлекается мальчик. Из дома сбегает. Друга терроризирует - за предательство. Злую тетю в капусту изрубил (и в капусте же спрятал). Собственный дом поджег... Упекли мальчика куда следует. И выпустили уже очень-очень взрослым человеком (Стивен Ри), совершенной копией плохо кончившего отца. У едва вышедшего за ограду героя вновь начались видения Богородицы. Очень трогательно звучит фраза явно лоботомированного персонажа: "Вы лучше больше не приходите, миссис, а то я боюсь, что мне снова придется туда вернуться". И богородица дает ему... подснежник. Тут-то и смыкаются тривиальные начала фильмов Джордана и их шокирующие финалы. В этом скучном мире все возможно.