Kinopoint |
||
ТРИЛОГИЯ: ПЛАЧУЩИЙ ЛУГ
Режиссер: Ангелопулос, Тео ТРИЛОГИЯ: ПЛАЧУЩИЙ ЛУГ. Trilogia: To Livadi pou dakrisi Греция-Италия-Франция 2003 270 мин. АУДИО: РУССКИЙ Режиссер Тео Ангелопулос Авторы сценария Тео Ангелопулос, Тонино Гуэрра В ролях: Александра Айдини, Никос Поурсанидис, Вассилис Коловос эпическая драма Учавтник Берлинского финофестиваля-2004 Картина греческого классика Тео Ангелопулоса "Трилогия: плачущий луг", снятая по сценарию Тонино Гуэрра, постоянного соавтора шедевров Феллини, - эпическое философское полотно, претендующее охватить весь ХХ век. Такие попытки увидеть век через судьбу человека или семьи - навязчивая идея кинематографических интеллектуалов - вспомним хотя бы "ХХ век" Бертолуччи. Каждый раз возникает кинополотно, устрашающее размерами и поражающее сплавом мотивов интимных, социальных и политических. Эти фильмы интересны как воплощение некоего жизненного опыта, реализованные в абсолютно индивидуальном авторском кино. Это кино - как картина Брейгеля, такое же многофигурное и почти без крупных планов, но в нем медленно и величественно катит волна человеческого бытия. Замысел картины грандиозен: через судьбу героини показать дух изгнанничества, который витает над трагическим веком. Героиню зовут Елена, что должно читаться как символ эллинизма и отсылать к греческим мифам фиванского цикла: Сама Елена - воплощение бездомности: фильм начинается с момента, когда девочкой она вынуждена бежать из родной Одессы от Красной Армии, и ее, плачущую, подбирает семья греческих беженцев - с ней она и станет кочевать в поисках пристанища. Первый фильм охватывает период от 1919-го до первых послевоенных лет. Картина медленная, симфоническая, возникающие на экране картины статуарны и величественны, как сама природа, композиции фронтальны, графичны: серое зеркало моря, серое зеркало песка, черные пятна человеческих фигур в гулком меланхолическом пространстве. Чувствуется желание автора дать в фильме и отзвуки великих картин ХХ века. Некоторые проезды камеры с мимолетно увиденными сценками по выразительности напоминают легендарные панорамы Феллини. Музыкальные фрагменты (один из героев - любовник Елены, ее надежда и опора, впоследствии уехавший в Америку на поиски дома и счастья, - музыкант) вызывают ассоциации с картиной Этторе Сколы "Бал"... Чувствуется и рука Тонино Гуэрры, непревзойденного мастера человеческого эпоса, но сотканного из бесчисленных снайперски точных микрозарисовок. Феномен достоверности, документализм, синема-верите, впрямую унаследованные Ангелопулосом от учителей по парижскому киноинституту, образуют фундамент поэтического, метафорического, эпического кино. Люмьеровский «трепет листьев под дуновением ветра», никаких смещений и фокусирования, формальных затей. Его соблазны иные: долгие медлительные секвенции, бесстрашная статика лаконичного, разреженного кадра, туманы над дорогой, над морем, над черепичными греческими крышами, где каждая глиняная чешуйка словно бы сохраняет тепло рукомесла - высвеченная камерой реальность бытия. Т.Ангелопулос: “В моих фильмах часто идет дождь, снег, туман - почему? Не могу ответить. Единственное, что скажу: пейзаж в фильме - не внешний, а внутренний. Туман - порождение моей души. Дождь вызван искусственно. Выбор натуры для фильма продиктован желанием отразить не конкретную географию, а мой внутренний пейзаж. Я вышел из того периода греческой истории, который включает Великую Войну и идейные конфликты внутри моего поколения. Но все эти исторические события - тоже внутри нас, они определяют нашу жизнь, образ мысли, перспективы. Вопросы, которые стоят перед человечеством с момента сотворения мира, так и остаются без ответа, и я надеюсь, что эти философские аспекты присутствуют в моих фильмах. Это все те же вечные проблемы эроса, смерти, рождения, мечты, надежды на улучшение мира, юности и старости, любви. Я хотел бы, чтобы мир запомнил мою работу в кино как музыкальную фразу, способную достичь слуха хотя бы некоторых людей"... http://www.kinopoint.ru/film/index_141.html
|
||
Copyright © Kinopoint.ru
|