ОБЕЩАНИЕ Promesse, La Франция, Бельгия, Люксембург 1996 92 мин. АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ
Режиссеры: Люк Дарденн, Жан-Пьер Дарденн
В ролях: Жереми Ренье, Оливье Гурме, Асстиа Уэдраого
драма
МКФ в Канне-1996: Приз Международной конфедерации художественного и экспериментального кино. Брюссельский международный фестиваль: Лучший Бельгийский фильм. цезарь: номанация за лучший иностранный фильм. кинофестиваль Fajr: Лучший фильм. Guldbagge Awards: номинация - Лучший иностранный фильм. Joseph Plateau Awards: Лучший бельгийский сценарий. Los Angeles Film Critics Association Awards: Лучший иностранный фильм. Lucas - International Festival of Films for Children and Young People:C.I.F.E.J. Award. Namur International Festival of French-Speaking Film: Bayard of the Bayards, Audience Award, Golden Bayard.
Подросток Игорь (Ж.Ренье) и его отец Роже (О.Гурме) делают свой семейный бизнес, принимая прибывших нелегально эмигрантов, снимая для них квартиры и иногда привлекая к работе в своей авторемонтной мастерской. Но однажды, прячась от инспекторов по труду, один из чернокожих рабочих Амиду падает и вскоре умирает. Его жене Ассите правду не говорят, - отцу выгодно скрывать смерть и избавиться от Асситы, и он встает на путь зла. Но Игор, давший умирающему Амиду обещание заботиться об Ассите, вынужден сделать выбор между своим отцом и нею... как это бывает в фильмах Дарденнов, герой проходит путь нравственному очищению не вдруг, а в течение всего фильма.
В фильмографии всемирно известных режиссеров из Бельгии братьев Дарденнов — десятки документальных лент, игровых картин — немного. В 1996-м в своем первом художественном фильме «Обещание» они открыли актеров Оливье Гурмэ (кот. стал их постоянным актером) и юного Жереми Ренье (выросший Ренье сыграл главную роль в фильме «Дитя»). В 1999-м их «Розетта» отмечена «Золотой пальмовой ветвью» и призом за лучшую женскую роль, в 2002-м в Каннах Оливье Гурмэ получил приз за роль в «Сыне». и в Каннах-2005 - вновь “Золотая пальмовая ветвь» за фильм «Дитя».
— Что вы думаете о датском движении "Догма 95", с которым часто сравнивают ваши фильмы?
Люк: - Они все у нас украли. Мы сняли "Обещание" раньше, чем они сделали свои первые фильмы.
— Ваши фильмы — городские истории, точнее, притчи из жизни деклассированных слоев. Почему своими героями вы избираете бомжей, беженцев, заключенных?
Жан-Пьер: - Потому что персонажи из низших классов, люди с обочины открывают возможность увидеть общество изнутри, его непоказушную сторону. С помощью их будничного существования вне рамок, норм, как с помощью особой диоптрии, можно рассмотреть получше, как общество устроено: его тайные механизмы, ограничения, ржавые болванки и детали.
— Ваш герой почти всегда неясный, без очевидных знаков плюс или минус. Зритель разгадывает его до самого финала. Наверное, и вы в процессе написания сценария, во время съемок продолжаете «знакомство» с ним. Случается ли, что сам герой преподносит вам сюрпризы?
Жан-Пьер: -Конечно. Так было практически во всех фильмах. У нас нет абсолютно точной психофизической карты персонажа. Мы оставляем себе свободу быть впечатленными от встречи с ним. ... Люди, которых мы встречаем, в том числе и актеры, нас удивляют, помогают составить этот характер в его развитии. Дополнить, приблизить, углубить. Плюс камера, свет, звук — все это облекает гипотезу в плоть и кровь. И персонаж оживает, способен действовать подчас даже помимо нашей воли.
— Из фильма в фильм можно проследить ваш неостывающий интерес к теме отцов и детей.
Жан-Пьер: - Нас вообще интересует, что же происходит в нынешних поколениях с осознанием этой вечной проблемы. Ведь мы смотрим по сторонам и видим, как одиноки наши современники. Люди нашего поколения, следующие за нами — драматично одиноки. Поэтому вы, наверное, заметили: герои наших фильмов больны одиночеством. Как будто мы снова живем во времена, когда все надо начинать с нулевой точки отсчета. Найти все самим, определить, сформулировать себя и свое окружение. Нет модели матери, отца, семьи. Да и модель современного общества вызывает большие вопросы. По какому «образу и подобию» строить жизнь, если мы живем в «без-Образное» время. Современные люди должны сами нащупывать, открывать: что хорошо — что плохо. Некому объяснить им. Наши персонажи пытаются найти замену, суррогат отцовства, материнства. Например, в «Обещании», когда Игорь встречает женщину-беженку. В «Дитя» молодого героя Брюно связывают особые псевдоотеческие отношения с юным Стивом. И Розетта ищет замену пьющей матери. И взаимоотношения с юным преступником Франсисом для мастера Оливье — единственная связь с погибшим сыном («Сын»). При этом все они душераздирающе одиноки. И как они могут измениться сами, если им неподвластно изменить мир вокруг? Единственный доступный для них способ сохранить себя — и у них это получается — оставаться свободными.