Kinopoint |
||
СЕРЕЖА
Режиссер: Данелия, Георгий Актеры: С.Бондарчук, И.Скобцева, В.Меркурьев, Л.Соколова СЕРЕЖА Россия 1960 80мин. ч/б оцифровка Режиссеры: Георгий Данелия, Игорь Таланкин Сценаристы: Георгий Данелия, Игорь Таланкин, Вера Панова В ролях:Боря Бархатов, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Любовь Соколова, Василий Меркурьев, Наталья Чечеткина, Александра Панова, Николай Сергеев, Павел Винник, киноповесть/драма по произв. Веры Пановой Лучший фильм 1960 года по опросу журнала 'Советский экран' Мама (И.Скобцева) 6-летнего Сережи вышла замуж - и теперь у него появился новый папа и лучший друг Коростелев (с.Бондарчук), который помогает ему решать маленькие, но очень важные проблемы... Открытие мира — самая распространенная формула во всех описаниях этого дебюта Таланкина и Данелия. Это одновременно и открытие героя, который, несмотря на свой нежный возраст, предстает не как tabula rasa, а как самостоятельная личность, проходящая проверку в по-своему серьезных жизненных испытаниях. Счастливо придуман Пановой и передан режиссерами начальный эпизод, в котором Сережа сообщает окружающим потрясшую его новость: "У меня есть сердце!". А это ничто иное, как обнаружение "Я", начало рефлексии, исток вечного внутреннего диалога, сравнявшего эту кроху с Гамлетом. Авторская тонкость в том, что он не переходит в диалог внешний: никто из ребят не понимает сережиного восторга. Герой и должен был в этот момент остаться один. Стоит разомкнуть ситуацию вовне — масштаб и драматизм события исчезнут. Так и во всем фильме: присущие ему легкость, акварельность относятся к способу рассказа, а не к его сути. Сережа получает в подарок новенький велосипед. Велосипед снят с точки зрения мальчика, как в значительной степени и вся картина, и предстает сверкающим фетишем, волшебным, отчасти живым существом. Мальчик зачарован. История с велосипедом — печальная история любви, где Сережа опять один. Казалось бы, что после экзаменов на мужество и щедрость Сережу можно присоединить к многочисленному отряду его экранных сверстников, всегда готовых к полезным для общества делам и подвигам. Однако все его внутренние победы ничего не значат вовне, где они бессмысленны или даже вредны. Подлинный ребенок-герой должен был не подставлять свою ручку под иглу для наколки, а помешать этому опасному для здоровья детей занятию. Следуя за повестью, фильм идет здесь на разрыв с основной, тимуровской традицией советского детского фильма. Но в этом, разумеется, нет ни малейшего намерения отойти от коллективистских ценностей, которые выступают в картине как естественная норма, не нуждающаяся в подтверждении, поскольку иной порядок вещей тогда просто немыслим. Тайная, возможно отчасти и для самих авторов, ересь состоит в том, что источником всех высших ценностей, включая и коллективистские, является не общество, а изначально прекрасная человеческая душа. В самом начале фильма у Сережи появляется отчим. О родном отце — ни слова. Сережа — ничей сын, он просто ребенок. Это еще и потому, что его воспитанием никто не занимается. Вернее, почти все попытки такого рода бесплодны. Всем хорошим в себе Сережа никому не обязан. В "Сереже" инициация есть, но ироническая. Эта та же история с моряком и татуировкой. Нечто похожее на серьезный ритуал возникает в разговоре с отчимом о слове "надо". Однако Коростылев — это не учитель или духовник, а скорее адвокат Сережи во взрослом мире. Он единственный из старших, кто понимает, что имеет дело с самостоятельной личностью. Именно он, как "альтер эго" авторов, всем стилем своих отношений с пасынком отрицает отцовскую иерархию. Сережина мама, напротив, старается ее сохранить. В этом суть горячего спора между ними после того, как их ребенок назвал "дураком" завзятого шутника дядю Петю. Сереже шесть лет. Значит он родился в 54-ом. Сережа — это дитя оттепели, образ связанных с нею надежд. http://www.kinopoint.ru/film/index_1287.html
|
||
Copyright © Kinopoint.ru
|