Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ВЛАСТЬ СОЛОВЕЦКАЯ

ВЛАСТЬ СОЛОВЕЦКАЯ

Режиссер: Голдовская, Марина

 

ВЛАСТЬ СОЛОВЕЦКАЯ. Свидетельства и документы, художественный фильм, 1988 год., 108 мин. Режиссер: Марина Голдовская документальный фильм-расследование «Специальный приз жюри» на международном фестивале в Амстердаме (1989), Приз большого жюри МКФ "Старкер" в Москве, 1995. Марина Голдовская, пожалуй, самая известная из российских документалистов; заслуженный деятель искусств России, член телевизионной академии ТЭФИ и член американской академии "Оскар". Сняла более 50 фильмов как оператор, около 30 как режиссер, ее фильмы отмечены десятками премий на международных кинофестивалях, включая самые престижные. Фильм "Власть соловецкая" потряс зрителя; он явился серьезным политическим прорывом накануне перестройки. На древней земле соловецкой с 1923 по 1939 годы были замучены более миллиона людей. Умерших сбрасывали во рвы: эта территория - большая братская могила, над которой стоит один большой крест, воздвигнутый спустя 60 лет после того, как был закрыт Соловецкий Лагерь Особого Назначения (СЛОН). Этот фильм собрал много документального материала и рассказы выживших узников. В годы Советской власти лишь немногие, читавшие “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицына, знали правду о СЛОНЕ. Историк В. Листов и реж-р М.Голдовская, привлекая свидетельства лучших людей своей эпохи, проведших юность в соловецкой тюрьме (напр., академика Дмитрия Лихачева), воссоздали страшную картину 50-летней давности. Для многих зрителей это “погружение во тьму” стало подлинным открытием прошлого, которое было вычеркнуто не только из учебников, но и из памяти народа. А эта память нужна мученикам, безвинно сгинувшим под гнетом Власти соловецкой, существующей по своим, нечеловеческим, законам. Власти, которая железной рукой пыталась загнать человечество в счастливое будущее. Авторам фильма было нелегко. В 1998 году Власть Советская еще не сдала позиций. Работая над материалами, Голдовская и Листов старались не афишировать свой интерес и порой сознательно вводили “органы” в заблуждения. Когда фильм было готов, КГБ всячески тормозили его выход в свет. “Никто не забыт, ничто не забыто. Оглядываясь на наше прошлое, мы уже не блуждаем в тумане. Во многом благодаря талантливым и неуспокоенным людям искусства, для которых словосочетание “гражданский долг” наполнено глубоким личным смыслом. Выжившие зэки неизменно говорят и о том, как удавалось или не удавалось (Шаламов) уцелеть не только физически. Понятно, что человек должен быть жив, сыт и свободен – в этом единственном порядке. Но если уж жив, то заботится о душе. О методах выживания Лихачев и Волков говорили по-разному. Лихачев вспоминал образцы героизма и стойкости, а Волков объяснял, что главное: не материться, по утрам здороваться, ежедневно мыть руки. Подобным образом выживал самый знаменитый из соловецких зэков – Павел Флоренский. Длинное письмо из лагеря в 36-м – как назвать внука или внучку. Обстоятельные конкретные советы. С неизменным здравым смыслом. Как там насчет возмездия? На этом надломилась вера Олега Волкова: «Невозможен был бы такой невозбранный разгул, такое выставление на позор и осмеяние нравственных основ жизни, руководи миром верховная благая сила. Каленым железом выжигаются из обихода понятия любви, сострадания, милосердия – а небеса не разверзлись... Если до этого внезапного озарения – или помрачения? – обрубившего крылья надежде, я со страстью, усиленной гонениями, прибегал к тайной утешной молитве, упрямо держался за веру отцов и бывал жертвенно настроен, то после него мне сделалось невозможным даже заставить себя перекреститься». Юрий Бродский рассказывал, что практически никто из встреченных им соловчан не проклинал сам остров. Вот и у Волкова, утратившего здесь веру, вырывается: «Несмотря на то, что место смирных монахов и просветленных богомольцев заступили разношерстные лагерники и свирепые чекисты, что... на развалинах скитов и часовен воздвигали лобное место для всего народа – душа и сердце продолжали испытывать таинственное влияние вершившейся здесь веками жизни... несмотря ни на что!» Есть в существовании такого мифа нечто совсем беспросветное, на пределе отчаяния, когда надежды нет ни на что живое, и только остается цепляться за саму землю – камень, песок, перегной. Реальность исчезает, торжествует миф, жить легче. Смесь незнания, наивности, доброжелательства, простодушия, цинизма, эгоистичности – в словах художника Михаила Нестерова, который, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко». Оторопь вызывает не только сама жестокость, но и ее неутомимость. Неленивость палачей. Охота была тащиться по грязи, конвоируя одних из монастыря на Секирку, мерзнуть, переправляя других на Зайчики, рисковать, сопровождая третьих на Анзер. Хотя посылали одни, шли другие: работала такая же бюрократия, как во всей стране. Начальники жили неплохо, обставляя мебелью и коврами из монастырских даров квартиры, дачу в Ботаническом саду на хуторе Горка. Начальники устроили в трапезной палате театр, так понравившийся Горькому. Начальников время от времени сажали и даже расстреливали, как легендарного садиста Курилко: технология саморегуляции карательной системы. Но они успевали пожить, подгребая под себя, оставляя окраины на произвол начальников помельче. Неоглядны края зла, непроглядны его нижние ступени – где и высится гора Голгофа на Анзере.



Copyright © Kinopoint.ru