ГЕРМАНИЯ ДЕВЯТЬ-НОЛЬ Франция-Швейцария-ФРГ 1991; 1:02 AKA Allemagne Neuf Zero German Nine Zero АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Эдди Константэн, Ханнс Зицлер, Клаудиа Мичелсен, Эндрю С.Лабарт
1991 - Венецианский кинофестиваль: приз за лучший монтаж (Золотые Озеллы).
авангардн. экспериментальн. эссе/политич. драма
Темы: потерянные личности. Тона: загадочные, конфронтационные, раздумчивые, медитативные, стильные.
Фильм отражает неопределенность состояния Германии времен падения Берлинской стены. Это путешествие старого шпиона во Францию с востока. Т.к. холодная война закончилась, он не уверен, кто же его враги теперь, и он не знает, что делать ему самому. Фильм - серия сцен, которые представляют его мысли по поводу объединения Европы и падения коммунизма. Название отсылает прошлое - к названию фильма Р.Росселини “Германия, год ноль” - фильм, сделанный сразу после II Мировой войны, подобно фильму Годара, рассматривал судьбы мира в изменяющихся политических условиях. Годар озабочен судьбой кино так же, как и судьбой мира. Его тревожит факт, что, по мере того, как границы стираются и мир все больше оказывается под властью корпораций, кинематограф будет становится все более и более усредненным и коммерциализированным.
Возвращаясь в 80-90-е гг. к значимым темам и проблемам собственного кинематографа 60-х годов, режиссер тонко высвечивает их историческую, временную преемственность, подчас прибегая к иронической интонации и добиваясь убедительных художественных результатов даже тогда, когда «объект» изображения по сути своей некинематографичен. Преображающая магия кино (и других искусств) — постоянный предмет размышлений и поисков позднего Годара, как и в этой полифонической ленте, замешенной на культурных реалиях разных эпох. Значительное место занимает тема искусства и места художника в раздираемом социальными и политическими катаклизмами современном мире. Общеевропейский и общемировой резонанс творческого новаторства Годара огромен. Он является виднейшим представителем авангарда в мировом кинематографе. Отзвуки стиля режиссера и творческие принципы французской «новой волны» оплодотворили не одно поколение киномастеров на разных континентах. Быть может, ни одному из признанных лидеров игрового кино язык «десятой музы» не обязан в такой мере своим непрерывным обогащением, как Годару, этому, по выражению критика Жана Колле, «Декарту кино, первому философу, который самовыражается при помощи камеры».