|
БРАЗИЛИЯ
Режиссер: Гиллиам, Терри Актеры: Д.Прайс, Р.де Ниро, Я.Хольм, М.Пэлин, Б.Хоскинс
БРАЗИЛИЯ/BRAZIL (Англия) 1984; 2,22 НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С АНГЛИЙСКИМИ СУБТИТРАМИ Режиссер: Терри Гилльям в ролях: Джонатан Прайс, Ким Грайст, Роберт Де Ниро, Иан Холм, Майкл Пэлин, Кэтрин Хелмонд, Боб Хоскинс, Иан Ричардсон Оскар: Номинирован в категориях: Лучшая работа художника; Лучший сценарист (оригинальный сценарий) Терри Гилльям, Том Стоппард, Чарлз МакКеоун трагикомическая антиутопия Наиболее амбициозный проект талантливого художника, мультипликатора, режиссера и комического актера Терри Гиллиама, который, расставшись с абсурдно-юмористической британской группой «Монти Питон» (из ее состава участвует только Майкл Пейлин), дал полную волю своей неиссякаемой фантазии. Вдобавок ко всему в грандиозной по декорациям и размаху съемок картине «Бразилия» он еще сильнее подчеркнул манеру острой социальной сатиры, опробованную в несколько сказочной форме в «Джэбберуоки», и явно намекнул не только на знаменитый пророческий роман «1984» Джорджа Оруэлла (тем более в тот же 1984 год!), но и на традиции кафкианского, уже мрачно-абсурдного стиля. Мелкий чиновник Сэм Лоури, беспрекословно подчиняющийся начальству, почти насмерть запуганный технократической диктатурой, безусловно, напоминает Йозефа К., который терялся в бесчисленных, запутанных лабиринтах власти и закона. Типично кафкианским кажется ошибочное физическое устранение невинного Баттла лишь из-за созвучия фамилий — «преступника» Таттла преследуют за анекдотическое «проявление инициативы». Но Сэм Лоури вынужден следовать идиотской казуистике — проверить счета канцелярии относительно оплаты родственниками казни Баттла. Дерзкий бунт против аппарата подавления поневоле приобретает комически-дебильный характер. Хэрри Таттл, который нелегально, по-десантному устраняет аварии в квартирной канализации (точнее, это — бессмысленное нагромождение изогнутых труб), абсолютно не осознает, что его бесполезный героизм может чуть-чуть подправить тупую систему, но не способен ее окончательно разрушить. Пессимизм Терри Гиллиама по поводу бесцельной борьбы одиночек с современным Драконом, новым Джэбберуоки проявляется на идейно-тематическом уровне и в изобретательной художественно-образной форме. Гигантский мир технической империи, воссозданный в кинопавильонах, величественно и угнетающе возвышается над людьми-марионетками, блуждающими среди коридоров-пропастей и квартир-ловушек. Американские журналисты назвали ленту «Бразилия» в числе десяти лучших за 80-е годы. Культурная публика горячо полюбила эту антиутопию с загадочной отсылкой в названии к популярной песне 50-х годов.
|
|
|
|
|