У ОЗЕРА СССР 1969 г., 174 мин., Студия: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького Режиссер: Сергей Герасимов
В ролях: Наталья Белохвостикова, Василий Шукшин, Николай Еременко(мл), Олег Жаков, В алентина Теличкина, Вадим Спиридонов, Сергей Герасимов, Михаил Ножкин, Наталья Аринбасарова
киноповесть
Приз фестиваля в Карловых Варах. Государственная премия СССР. Лучший фильм 1970 года по опросу жукрнала "Советский экран".
Это продолжение киноцикла С.Герасимова о людях 60-х годов 20-века (“Люди и звери”, “Журналист”). Режиссеру удалось органически включить в картину и документальные съемки Сибири, и поэму Блока «Скифы». Лучший фильм 1970 года - об ответственности человека перед другими людьми и окружающим нас миром. Это и история о любви дочери местного ученого, Лены Барминой (Н.Белохвостикова) к директору завода Черных (В.Шукшин) - человеку, который намного старше ее. В основе сюжета - проблема сохранения озера Байкал, на берегах которого развернулась большая стройка. Черных и Лена делают все для того, чтобы сохранить озеро от вредных и неоправданных сливов. Между ними складываются непростые отношения, и вскоре Лена понимает, что влюблена. Но, узнав, что Черных женат, девушка уезжает. Еще в нее влюблен ее ровесник Алеша (Н.Еременко-мл.), и у фильма открытый финал… Верный своей традиции, Герасимов привлек к съемкам своих студентов-дебютантов. В фильме множество интересных актерских работ, в т.ч. в эпизодах.
В облике Лены Барминой мне хотелось соединить лучшие черты молодежи наших дней. Для меня современный человек, в какой бы сфере он ни трудился, начинается там, где он выходит из скорлупы своих личных интересов...' - Сергей Герасимов.
После мощной экранизации «Тихого Дона» Герасимов обратился к современным реалиям, он начал искать сюжеты, героями которых были люди, живущие рядом. По сути, на новом этапе своего творческого развития он вернулся к тому, что увлекало его в тридцатые годы, во времена становления как режиссера: к судьбам современников - простым и героическим одновременно. Но если ранее в его произведениях была романтическая доминанта, то в новое время Герасимов выбрал документальный стиль. С одной стороны, это обращение было обусловлено веяниями кинематографической моды. Вспомним творчество французских представителей "новой волны" или молодых советских шестидесятников, многие из которых были учениками Герасимова и поэтому, конечно, взаимное влияние имело место. Но с другой стороны, стиль максимальной приближенности к жизни, порой почти репортажной, органично родился у режиссера из его вечного желания "подумать и разобраться". В прессе появились статьи, вновь называющие Герасимова "новатором", и это, безусловно, стало хорошим стимулом для дальнейшего развития "современного направления". Мысль о теме нового фильма возникла у Сергея Герасимова во время натурных съемок "Журналиста" на берегах озера Чебаркуль. В местах, где прошло его детство. Там, где с особой остротой воспринимаешь "великое постоянство природы и бурную изменчивость людей". Это чувство и стало первым толчком к сценарию. "У озера" - аллегорически на берегах жизни", - так передал в словах Герасимов поэтическую составляющую своего замысла.