ЭЙФОРИЯ Россия 2006 1:07
Режиссер: Иван Вырыпаев Композитор: Айдар Гайнуллин
В ролях: Полина Агуреева, Михаил Окунев, Максим Ушаков, Ярославна Серова, Виталий Романюк, Вячеслав Кокорин, Зоя Задорожная
поэтическая психоделическая трагическая мелодрама
Приз Leoncino d’Oro ("Молодой Золотой Лев") независимого жюри Венецианского кинофестиваля.
Специальный диплом жюри "За яркое экспрессивное выразительное решение" кинофестиваля "Кинотавр".
Это первая режиссерская работа в кино известного театрального режиссера Ивана Вырыпаева, идеолога “новой драмы”. "Эйфория" – кино о любви, нежданной и беспощадной, почти животной. Фильм, который уникальными кинематографическими приемами производит сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя. Этот фильм – история из жизни простых сельских людей.
Инстинкты и чувство, которое автор исследует смело и даже дерзко, живут в глубине каждого мужчины и каждой женщины. Драматургии Вырыпаева свойственны парадокс, провокация, стихийная исповедальность. 30-летний мудрец и проницательный ребенок, мастер диалога как экстремального самовыражения, владелец легкого пера и неукротимой фантазии, Иван Вырыпаев – один из самых загадочных деятелей современного искусства.
Сильна, как смерть, любовь. Они виделись всего раз. На пьяной свадьбе. Их взгляды встретились.. Это оно. То, чего они никогда не знали, то, что они не могут понять, осознать, произошло. Теперь им невозможно жить, дышать друг без друга. Словно мощным речным потоком, сильным космическим магнитом с непреодолимой силой манит, влечет, притягивает их друг к другу. Они уже не принадлежат себе, своим родным и друзьям. Жила она с мужем. Он постарше, она еще молода и красива. У них была маленькая дочка и злая собака. А была ли любовь?... А где-то жил он, с выжженной, подобно степной траве, копной льняных волос и пронзительно-голубыми как южное небо глазами. "Что теперь делать? – Я не знаю?" Знает он. Муж. Он не то, чтобы злой или глупый. Такой, какой есть. Просто живет. Что делать, когда собака откусила дочке палец? Отрезать палец, убить собаку. Жена уходит из дома? Спалить дом. Что делать, когда она уходит к другому? И это он тоже знает. Под высоким безумным небом, опаляемым безжалостным светилом, в недра мудрой могучей реки уходит лодка. В ней он и она. В белоснежных, пропитанных кровью, одеждах. Лодка Харона скрывается в бездне вечности.
Из интервью с И Вырыпаевым:
- Мы пытались применить закон трагедии к нынешней жизни. Не имитировать его, не пытаться воссоздать то, что воссоздать невозможно, а исследовать. .. И плюс, и минус картины в том, что мы заставляем зрителей принципиально по-новому смотреть кино. Фильм сконструирован блоками, где довлеет не бытовая, а художественная логика. И если не попасть на эту волну, то можно вообще ничего в картине не понять: все в ней покажется чудовищным, жестоким, натуралистичным или лживо условным.
- Вы предложили очень радикальный язык и даже нарушаете некоторые священные каноны кино. На это немногие отваживаются. Например, в картине рекордное количество затемнений, и она напоминает оживший слайд-фильм. Действие дается вспышками, каждая статична, но врезается в душу, как живописная картина.
- Мы именно так фильм и делали. Я даже говорил оператору: надо снять так, чтобы каждый кадр можно было отправить на конкурс короткометражек и выиграть приз. Но из этих кадров составляется фильм. В принципе так устроены пьесы Шекспира - я не предложил ничего нового. Я вообще питаю глупую надежду, что у нас возможен такой нео-неоклассицизм. Хотелось сделать классическую структуру, где, как в "Макбете", любая сцена включена в цепочку сцен, но существует и сама по себе как маленькое законченное произведение. .. . Мы создаем миф, притчу, погружаем наших несчастных героев в пространство, которое специально преувеличиваем. Все должно быть так, словно огромный бог своим животом лег на землю - и придавил ее. Здесь для зрителя все имеет значение, только герои этого не замечают - так устроен фильм.
- У вас - как в музыке: рефрены, лейтмотивы. Лодка, плывущая в звездной воде, дана дважды: как ожидание и как исход драмы. Музыка в фильме удивительным образом соединила в себе мотивы русской гармошки и бандонеона Астора Пьяццолы.
- Пьяццола так мощно влез в культуру баянного звука, что теперь любой перебор клавиш нас всегда будет отправлять к нему - он стал как бы монополистом этих звучаний. Наш композитор Айдар Гайнуллин - известный в мире баянист, серьезный музыкант, ученик Ростроповича, играет классические произведения.
- То, что музыка вызывает ассоциации с Пьяццолой - это выводит фильм на более общие горизонты. Он рассказывает очень русскую историю, которая одновременно является общечеловеческой.