СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
Режиссер: Висконти, Лукино Актеры: Б.Ланкастер, С.Мангано, Х.Бергер, К.Кардинале
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ /GRUPPO DI FAMIGLIA IN UN INTERNO/ Италия 1974; 2,00 АУДИО: ИТАЛЬЯНСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ Режиссер: Лукино Висконти В ролях: Берт Ланкастер Сильвана Мангано Хельмут Бергер Клаудия Кардинале драма Вышедший на пенсию профессор американского происхождения живет уединенн в роскошном дворце в Риме. Здесь в его жизнь бесцеремонно вторгается взбалмошное семейство Брумонти - вульгарная итальянская маркиза и ее любовник, ее дочь и бойфренд дочери, которые вынуждают его сдать им аппартаменты на верхнем этаже его дворца. С этого момента его тихая жизнь превращена в хаос... Впрямую в последний раз обращаясь к современному материалу в «Семейном портрете в интерьере», Висконти создает своего рода духовное завещание, обращаясь к новым поколениям от имени поколения своего, уходящего. Проработав в кино четыре хронологических десятилетия, посвященных преимущественно восхищенному разглядыванию былых времен, Висконти однако же, словно дав обет, в каждом из них снимал фильм о времени, буквально совпадающем со съемочным периодом: 40-е - "Земля дрожит", 50-е - "Самая красивая", 60-е - "Рокко и его братья", 70-е - "Семейный портрет...". Должно быть, это походило на чувство архивариуса, наглотавшегося книжной пыли и открывшего окно. Все четыре "актуальные" ленты Висконти чрезвычайно многослойны. Первые две, находящиеся в общем потоке "неореализма" - многособытийны, оставшиеся (особенно "Портрет" - многосмысловые. Невозможно не заметить своеобразной переклички и перетекания мотивов со "Смертью в Венеции": здесь тоже почти ничего не происходит и имеется дуэт смыслонесущих персонажей. Почтенный профессор (Б.Ланкастер) - знаток живописи, отшельник и консерватор, и его жилец (Х.Бергер) - альфонс знатной дамы. Та же конструкция - аристократизм, высокая духовность с одной стороны, ангельская красота - с другой. Случайно встретившись, они, наконец, осознают нехватку в своем бытии вот этого компонента. Здесь встреча происходит в лучших традициях мелодрамы - появляется, положим, в проеме двери некое сексапильное чудо и главный герой видит сияние. На дворе 70-е, чего профессор как-то не заметил. И беспроблемная (что познается в сравнении) гармония жителя "бель эпок" здесь не получится. Профессор в бытности отдал дань идеалистическим порывам - ответственности ученого за свои открытия, поиску "золотой середины" между политикой и нравственностью... Но вне сферы философских и социальных теорий он полностью дезориентирован. Красавчик Конрад, которому он сразу отдает предпочтение среди кочующей по его дому великосветской компании, совсем недавно бузил на баррикадах 68-го, а теперь не гнушается любыми способами зашибить лиры - альфонсизм, наркотики, контрабанда, азартные игры. Все его и воспринимают в этих пределах. Только профессор, в ком жиголо почувствовал родственную душу, может обнаружить в нем любовь к Моцарту, знание классической живописи не хуже профессорского и т.д Эти двое даже удивительно сходятся в нелюбви к буржуазии, к богачам. Профессор так просто диагноз ставит: "Буржуазия стала сегодня еще опасней, потому что научилась мимикрировать." Хотя на некоторое время зрителю может показаться, что это как раз та "золотая середина", где крайности профессора и жиголо могут совершить свой синтез. С первой же встречи каждый из них стремится уйти из привычного для него мира, но, оказавшись на территории другого, понимает - не то. Молодой понимает раньше и предупреждает: "Оставайтесь ВНЕ этой свары". Но профессор идеалистично верит, что шум, донесшийся с улицы, и есть жизнь...
|
|
|