|
ТОРЖЕСТВО
Режиссер: Винтерберг, Томас
ТОРЖЕСТВО. Догма № 1 1998 г., 110 мин., Дания Festen АУДИО: РУССКИЙ\ДАТСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ арт-хаус линия “Кино без границ” Режиссер: Томас Винтерберг В ролях: Ульрих Томсен, Хеннинг Моритзен, Томас Бо Ларсен, Паприка Стин, Бирт Ньюман гиперреалистическая психодрама, снятая ручной камерой Спец. приз на Каннском МКФ 1998 года. На респектабельную загородную виллу съезжаются многочисленные домочадцы и гости хай-класса, чтобы отметить 60-летний юбилей хозяина дома Хельге Клингенфельдта. Но первый же тост старшего сына Кристиана оглушает собравшихся шокирующим откровением: оказывается, убеленный сединами добропорядочный буржуа и почтенный отец семейства долгие годы растлевал своих детей, что и стало причиной самоубийства одной из дочерей. Несмотря на последовавшее замешательство в рядах гостей, адекватного взрыва эмоций не случается: все сглатывают горькую пилюлю и продолжают чинно потреблять пищу с богато сервированного стола. Тогда Кристиан делает второй разоблачительный выпад, после чего его объявляют сумасшедшим и спускают с лестницы.. Обратившись к реальному случаю из жизни, о котором режиссеру поведал некогда один из его знакомых, Т Винтерберг интерпретировал одну из самых актуальных для конца ХХ столетия фобий — страх перед инцестом. «Торжество» аккумулирует в себе постулаты конфликтов Бергмана и Т.Уильямса, Чехова и Олби. Притом, что режиссеру чужды любые социальные разоблачения и антибуржуазный пафос, концентрация страстей человеческих достигает здесь шекспировских масштабов При очевидном пренебрежении молодого режиссера к «святая святых» — кинокамере (все снималось на мобильную и легкую цифровую видеокамеру), фильм отличается виртуозной формой. Его дробный неровный ритм наполняет полотно экрана той витальной энергией, что и привносит в зрительские чувства искомый авторами дискомфорт. В 1998-м году эта картина произвела настоящий фурор на фестивале в Канне. Но главная ее миссия заключалась в другом: именно «Торжество» положило начало манифесту «Догма-95», получившему вскоре всемирную известность. В «Догме» амбициозные датчане во главе с Ларсом фон Триером обозначили те правила, по которым собирались снимать фильмы, и которые, на их взгляд, должны были спасти кино от очередного кризиса. Судя по тому, что у них вышло в итоге, «Догма» появилась в нужное время, поскольку заметно освежила кинопроцесс. «Торжество» выглядит как нечто среднее между подражанием любительской съемке и театральным представлением (хэппинингом), но у зрителя даже не возникает вопроса: “Правда ли это?”. Система Станиславского отброшена четко выверенными техническими приемами (съемки только на натуре, звук записывается одновременно с изображением, камера должна быть только ручной и т.д.) Благодаря этим незамысловатым “новшествам” позиционирование зрителя, как стороннего наблюдателя исчезает вовсе, все мы являемся непосредственными участниками разворачивающейся на наших глазах драмы. Пытаясь объяснить поведение сына, зритель придумывает тысячи “оправданий” отцу и только в самом конце фильма, когда все точки расставлены над i, хочется еще раз проследить развитие этой по настоящему трагичной истории и попытаться ответить на один единственный вопрос: “Почему?”. “Несмотря на то, что этот фильм явился самым приятным во всех отношениях проектом из всех, - говорит Винтерберг, - которыми я когда-либо занимался, мне пришлось проникнуть в сущность зла и отвращения так глубоко, как никогда раньше…” Что ж, значит во время просмотра мы шли рука об руку с режиссером.
|
|
|
|
|